Эксперт по энергетике Пикин: Белоруссия не сможет отказаться от тяжелой нефти

Белорусские НПЗ «заточены» под обработку российских тяжелых марок нефти, таких, как Urals, поэтому перевести их на легкую саудовскую нефть крайне проблематично, рассказал Nation News аналитик Сергей Пикин.

Правительство Белоруссии пытается выполнить приказ президента Республики Александра Лукашенко – найти нероссийских поставщиков нефти. Белорусские нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) заточены под обработку тяжелой нефти, так как на протяжении десятилетий закупалось именно российское сырье такого типа.

Через несколько дней в порт Клайпеды должен прибыть танкер с первой партией саудовской нефти, закупленной РБ у компании Saudi Aramco. Объем закупки – 80 тыс. тонн. Для сравнения, Россия поставляла Белоруссии порядка 25 млн тонн в год, поэтому такой объем саудовской нефти можно считать незначительным.

Поиск альтернативных поставщиков «черного золота» активно прорабатывается правительством Республики, заявил премьер-министр страны Дмитрий Крутой. Речь идет о поставках из Азербайджана, Норвегии, Саудовской Аравии и США. По словам Крутого, белорусская сторона рассчитывает на долгосрочные контракты.

Белоруссия вынуждена искать поставщиков такой нефти, которая будет приближена по составу к российской Urals, пояснил директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин.

«Тут вопрос действительно отработки, потому что некоторые сорта нефти у тех же самых саудитов похожи на Urals. Они же поставляют, например, в Европу. Европейские НПЗ, также, как и белорусские, во многом работают именно на тяжелой нефти, как Urals. В общем-то, если оборудование позволяет, можно использовать несколько сортов близких по химическому составу. Здесь вопрос подобрать (сорт – Прим. ред.), перейти с сернистой нефти на легкую. Между сортами, похожими по химическому составу, можно как-то выбирать», — отметил наш собеседник.

Российская марка Urals относится к тяжелым сортам, продолжил эксперт, а у Саудовской Аравии есть разнообразные виды углеводородов. Европейские страны в основном закупают именно тяжелые сорта саудовской нефти. То есть, если белорусы будут закупать такое сырье, им не придется значительно перестраивать имеющиеся мощности своих НПЗ.

Различные сорта нефти, как правило, используют для выпуска разных продуктов. Легкие сорта эффективнее использовать для производства бензина, тяжелые – мазута, подчеркнул специалист.

«Бензин можно и там, и там получать. Другой вопрос, что из тяжелой нефти получается другой продукт – битум, мазут и так далее. Тут разные сорта и, соответственно, технологии производства несколько отличаются. Они не диаметрально противоположные, но разные. Условно говоря, из одного и того же объема нефти, бензина получается больше из легкой, чем из тяжелой. А, например, Urals используют больше не для бензина, а для выпуска дизельного топлива», — констатировал он.

Из-за мировой пандемии коронавируса спрос на продукты, получаемые из тяжелых сортов, стал выше. Дело в том, что автомобили, работающие на бензине, в основном не используются, на европейском рынке наблюдается переизбыток этого типа топлива. В то же время коммерческие перевозки по-прежнему осуществляются. В этой сфере преимущественно используется транспорт с дизельными двигателями. Соответственно, тяжелая нефть в Европе стала более востребованной, в том числе и наша марка Urals, подытожил Сергей Пикин.

Автор: Арсений Островский

россия
саудовская аравия
нефть
белоруссия
нпз

Источник: nation-news.ru

Читайте также: